Главная » Статьи » Мои статьи |
Типология современного урока математики. «Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В. А. Сухомлинский. По мнению учащихся « Современный урок – это познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются», « Современный урок – это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и тоже, это разнообразный урок» « Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твоё мнение, урок, где человек учится быть человеком», « Современный урок – это урок, на котором чувствуешь себя уверенно», « Современный урок – это урок без стрессов». Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века, более 350 лет. Урок был и остаётся самой распространённой формой массового обучения в современной школе, однако его роль и место в организации образовательного процесса претерпевает изменения. Складывающаяся ситуация во многом обусловлена предоставленным ныне общеобразовательным учреждениям правом самостоятельно выбирать как методы и средства, так и формы, ориентированные и на развивающее личность обучение. Это стимулировало также процесс поиска и других, отличных от урочной способов организации обучения математике. Отмеченная тенденция интерпретируется порой педагогами своеобразно: предлагается отказаться от урока и заменить его другими формами – студиями, мастерскими, разновозрастными классами, в которых реализуются различные методики коллективного способа обучения. Многолетние исследования выявили принципиальную неприемлемость любой крайности, связанной с отрицанием или навязыванием какой-либо формы организации массового обучения математике в современной школе. Именно в одной системе с уроком и через урок, как правило, осуществляется освоение в практике обучения новых организационных форм, их непосредственное использование в образовательном процессе и связанная с этим необходимость внесения корректив в образовательный процесс. Формы организации обучения в различных типах учебных заведений представляют собой внешнее выражение взаимодействия учителя и учащихся, регулируемое соответствующими правилами и законами. Среди конкретных форм организации обучения чаще всего выделяют урок, практикумы, семинарские и факультативные занятия, дополнительные занятия и консультации, предметные кружки, конференции, учебные экскурсии, домашнюю работу учащихся. Основной организационной формой массового обучения математике в современной школе остаётся урок, имеющий немало известных педагогических достоинств. Применение же иных форм обучения обусловлено созданием неодинаковых, специфичных условий для обучения, воспитания и развития учащихся. Целесообразность применения той или иной формы определяется конкретной дидактической целью, содержанием и методами учебной работы. Структурные элементы различных форм организации обучения всё чаще используются учителями при конструировании уроков математики, что получило отражение в их названиях: урок-семинар, урок-конференция и т. д. Современный урок рассматривается как «вариативная» форма организации занятий. Как установлено в ходе проведённых исследований, урок и поныне является постоянно развивающейся коллективно-индивидуальной организационной формой обучения. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества учителя и учащегося. Урок математики обладает целым рядом специфичных особенностей. Для него характерны следующие признаки: 1) содержание урока математики, как правило, не является автономным, оно разворачивается с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для освоения новых знаний, что связано со строгой логикой построения курса математики; 2) в процессе овладения системой математических знаний, в большей степени по сравнению с другими учебными предметами, уделяется внимание развитию у учащихся логического мышления, умений рассуждать и доказывать; 3) при обучении математике должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог усвоить на уроке главное в изучаемом материале, поскольку без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека; 4) стремление к эффективному обучению учащихся на уроках математики обусловлено и тем, что в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин; 5) в процессе обучения математике теоретический материал осознаётся и усваивается преимущественно в процессе решения задач, потому на уроках математики чаще всего теория не изучается в отрыве от практики. Всякий урок имеет свой состав и своё строение – структуру. Под структурой урока понимается совокупность различных вариантов взаимодействий между этапами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. С этапами урока связано и понятие его дидактических задач, определяемых как ожидаемый результат каждого этапа, ориентированного на зону ближайшего развития учащихся. Дидактическая структура урока характеризуется следующими компонентами: -актуализацией прежних знаний и способов действий; -формирование новых знаний и способов действий; -их применением (формированием умений). В практике обучения чаще всего выделяют следующие основные этапы урока: -постановку цели урока; -проверку домашнего задания; -повторение пройденного; -объяснение нового материала; -закрепление изученного; -обобщение и систематизацию новых знаний; -контроль знаний и умений учащихся; -постановку домашнего задания. Конструирование урока должно осуществляться с соблюдением социально-педагогических и психолого-дидактических условий. В группе социально-педагогических можно отметить наличие четырёх наиболее важных условий: -квалифицированного, творчески работающего учителя; -коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией; -необходимых средств обучения; -доверительных отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении. В группе психолого-дидактических можно указать следующее условия: -уровень обученности учащихся, соответствующий программным требованиям; -наличие обязательного уровня сформированности мотивов учения и труда; -соблюдение дидактических принципов и правил организации учебного процесса; -применение активных форм и методов обучения. Вся совокупность требований к учебному процессу сводится прежде всего к соблюдению дидактических принципов обучения: -воспитывающего и развивающего обучения; -научности; -связи теории с практикой, обучения с жизнью; -наглядности; -доступности; -систематичности и последовательности; -самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения; -сознательности и прочности усвоения знаний и умений; -целенаправленности и мотивации обучения; -индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. При подготовке к уроку учитель руководствуется специальными правилами организации урока, основанными на логике процесса обучения, принципов обучения и закономерностях преподавания. При этом следует: -определить общую дидактическую цель урока, включающую образовательную, воспитательную и развивающую составляющие; -уточнить тип урока и подготовить содержание учебного материала, определив его объём и в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся; -определить и детализировать дидактические задачи урока, последовательное решение которых выбрать приведёт к достижению всех целей; - наиболее эффективное сочетание методов и приёмов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами; -определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения; -стремиться решать поставленные дидактические задачи на самом уроке и не переносить их на домашнюю работу. В теории и практике обучения наиболее распространены следующие типологии уроков: -по основной дидактической цели; -по основному способу их проведения; -по основным этапам учебного процесса. По типологии по основной дидактической цели выделяют такие типы уроков: -урок ознакомления с новым материалом; -урок закрепления изученного; -урок применения знаний и умений; -урок обобщения и систематизации знаний; -урок проверки и коррекции знаний и умений; -комбинированный урок. Типология по основному способу проведения подразделяют их на уроки в форме: -беседы; -лекции; -экскурсии; -киноурока; -самостоятельной работы учащихся; -лабораторных и практических работ; -сочетание различных видов занятий. Если же за исходные положения типологии берутся основные этапы учебного процесса, то выделяются следующие уроки: -вводные; -первичного ознакомления с материалом; -образования понятий, установления законов и правил; -применение полученных правил на практике; -повторения и обобщения; -контрольные; -смешанные или комбинированные. Для более полного охвата разнообразных по своему назначению уроков, которые конструируются в практике обучения, реализуются типологии уроков не только по типам, но и по видам. Деление уроков на виды чаще всего осуществляют по характеру деятельности учителя и учащихся. Подразделение на виды происходит для каждого типа урока в рамках используемой классификации. Например, контрольные уроки, являющиеся одним из типов в типологии по основным этапам учебного процесса, в свою очередь, подразделяются на следующие виды: -уроки устного опроса; -уроки письменного опроса; -зачёты; -лабораторные и практические работы; -самостоятельные и контрольные работы; -сочетание разных видов. Подразделение уроков на типы и виды не делают полными имеющиеся типологии. Прослеживаемая направленность на детализацию в типологиях уроков классифицирует уроки по форме их проведения: 1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, викторина и т. д. 2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д. 3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-«дублёр начинает действовать» и т. д. 4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, телемост, диалог, устный журнал и т.д. 5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, учёный совет и т. д. 6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т. д. 7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и т. д. 8. Уроки с использованием традиционных форм внеклассной работы: спектакль, «Брейн-ринг», диспут и т. д. 9. Интегрированные уроки. 10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, урок-защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т. д. Другой подход к типологии уроков по форме их проведения позволяет выделить такие блоки однотипных уроков: 1. Уроки творчества: урок изобретательства, урок-выставка, урок-сочинение, урок-творческий отчёт и т. д. 2. Уроки, созвучные с общественными тенденциями: урок-общественный смотр знаний, урок-диспут, урок-диалог ит. Д. 3. Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т. д. 4. Уроки с элементами историзма: урок об учёных, урок-исторический обзор, урок-портрет и т. д. 5. Театрализованные уроки: урок-воспоминаний, урок-спектакль и т. д. 6. Вспомогательные уроки: урок-тест, урок для родителей, урок-консультация и т. д. В ходе реализации идеи использования совокупности уроков, включающих наиболее характерные структурные элементы современных уроков математики, оказалось целесообразным выделить следующие типы: -урок ознакомления с новым материалом; -урок закрепления изученного; -урок применения знаний и умений; -урок обобщения и систематизации знаний; -урок проверки и коррекции знаний и умений; -комбинированный урок; -урок-лекция; -урок-семинар; -урок-зачёт; -урок-практикум; -урок-экскурсия; -урок-дискуссия; -урок-консультация; -интегрированный урок; -театрализованный урок; -урок-соревнование; -урок с дидактической игрой; -урок-деловая игра; -урок-ролевая игра. Это уроки базовой системы. Выделение данной системы уроков вовсе не связывается с созданием ещё одной типологии, а обусловлено необходимостью решения проблем, поставленных непосредственно самими учителями. Они сводятся к поиску и выявлению такой совокупности уроков, знание особенностей, строения которых не только позволяло бы ориентироваться в многообразии конструируемых в практике обучения уроков, но и помогало бы в их творческой разработке. | |
Просмотров: 5716 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | |
| |