Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Типология современного урока математики.

Типология  современного урока математики.

«Урок  - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального  богатства, показатель его кругозора, эрудиции»

                                                                                                        В. А. Сухомлинский.

По мнению учащихся

« Современный урок – это познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются»,

« Современный урок – это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и тоже, это разнообразный урок»

« Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твоё мнение, урок, где человек учится быть человеком»,

« Современный урок – это урок, на котором чувствуешь себя уверенно»,

« Современный урок – это урок без стрессов».

Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века, более 350 лет.

Урок был и остаётся самой распространённой  формой массового обучения в современной школе, однако его роль и место в организации образовательного процесса претерпевает изменения.    Складывающаяся ситуация во многом обусловлена предоставленным  ныне общеобразовательным учреждениям правом самостоятельно выбирать как методы и средства, так и формы, ориентированные и на развивающее личность обучение. Это стимулировало также процесс поиска и других, отличных от урочной способов организации обучения математике. Отмеченная тенденция интерпретируется порой  педагогами   своеобразно: предлагается отказаться от урока и заменить его другими формами – студиями, мастерскими, разновозрастными классами, в которых реализуются различные методики коллективного способа обучения.

Многолетние исследования выявили принципиальную неприемлемость любой крайности, связанной с отрицанием или навязыванием какой-либо формы организации массового обучения математике в современной школе. Именно в одной системе с уроком и через урок, как правило, осуществляется освоение в практике обучения новых организационных форм, их непосредственное использование в образовательном процессе и связанная с этим необходимость внесения корректив в образовательный процесс. 

Формы организации обучения в различных типах учебных заведений представляют собой внешнее выражение взаимодействия учителя и учащихся, регулируемое соответствующими  правилами и законами. Среди конкретных форм организации обучения чаще всего выделяют урок, практикумы, семинарские и факультативные занятия, дополнительные занятия и консультации, предметные кружки, конференции, учебные экскурсии, домашнюю работу учащихся. Основной организационной формой массового обучения математике в современной школе остаётся урок, имеющий немало известных педагогических достоинств. Применение же иных форм обучения обусловлено созданием неодинаковых, специфичных условий для обучения, воспитания и развития учащихся. Целесообразность применения той или иной формы определяется конкретной дидактической целью, содержанием и методами учебной работы.

Структурные элементы различных форм организации обучения всё чаще используются учителями при конструировании уроков математики, что получило отражение в их названиях: урок-семинар, урок-конференция и т. д. Современный урок рассматривается как «вариативная» форма организации занятий. Как установлено в ходе проведённых исследований, урок и поныне является постоянно развивающейся коллективно-индивидуальной организационной формой обучения. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества учителя и учащегося.

Урок математики обладает целым рядом специфичных особенностей. Для него характерны следующие признаки: 1) содержание урока математики, как правило,  не является автономным, оно разворачивается с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для освоения новых знаний, что связано со строгой логикой построения курса математики;  2) в процессе овладения системой математических знаний, в большей степени по сравнению с другими учебными предметами, уделяется внимание развитию у учащихся логического мышления, умений рассуждать и доказывать; 3) при обучении математике должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог усвоить на уроке главное в изучаемом материале, поскольку без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека; 4) стремление к эффективному обучению учащихся на уроках математики обусловлено и тем, что в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин; 5) в процессе обучения математике теоретический материал осознаётся и усваивается преимущественно в процессе решения задач, потому на уроках математики чаще всего теория не изучается в отрыве от практики.

Всякий урок имеет свой состав и своё строение – структуру. Под структурой урока понимается совокупность различных вариантов взаимодействий между этапами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. С этапами урока связано и понятие его дидактических задач, определяемых как ожидаемый результат каждого этапа, ориентированного на зону ближайшего развития учащихся.

Дидактическая структура урока характеризуется следующими компонентами:

-актуализацией прежних знаний и способов действий;

-формирование новых знаний и способов действий;

-их применением (формированием умений).

В практике обучения чаще всего выделяют следующие основные этапы урока:

-постановку цели урока;

-проверку домашнего задания;

-повторение пройденного;

-объяснение нового материала;

-закрепление изученного;

-обобщение и систематизацию новых знаний;

-контроль знаний и умений учащихся;

-постановку домашнего задания.

Конструирование урока должно осуществляться с соблюдением социально-педагогических и психолого-дидактических условий.

В группе социально-педагогических можно отметить наличие четырёх наиболее важных условий:

-квалифицированного, творчески работающего учителя;

-коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией;

-необходимых средств обучения;

-доверительных отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении.

В группе психолого-дидактических можно указать следующее условия:

-уровень обученности учащихся, соответствующий программным требованиям;

-наличие обязательного уровня сформированности мотивов учения и труда;        

 -соблюдение дидактических принципов и правил организации учебного процесса;

-применение активных форм и методов обучения.

Вся совокупность требований к учебному процессу сводится прежде всего к соблюдению дидактических принципов обучения:

-воспитывающего и развивающего обучения;

-научности;

-связи теории с практикой, обучения с жизнью;

-наглядности;

-доступности;

-систематичности и последовательности;

-самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения;

-сознательности и прочности усвоения знаний и умений;

-целенаправленности и мотивации обучения;

-индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

При подготовке к уроку учитель руководствуется специальными правилами организации урока, основанными на логике процесса обучения, принципов обучения и закономерностях преподавания. При этом следует:

-определить общую дидактическую цель урока, включающую образовательную, воспитательную и развивающую составляющие;

-уточнить тип урока и подготовить содержание учебного материала, определив его объём  и  в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся;

-определить и детализировать дидактические задачи урока, последовательное решение которых выбрать приведёт к  достижению всех целей;

- наиболее эффективное сочетание методов и приёмов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами;

-определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения;

-стремиться решать поставленные дидактические задачи на самом уроке и не переносить их на домашнюю работу.

В теории и практике обучения наиболее распространены следующие типологии уроков:

-по основной дидактической цели;

-по основному способу их проведения;

-по основным этапам учебного процесса.

По типологии по основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:

-урок ознакомления с новым материалом;

-урок закрепления изученного;

-урок применения  знаний  и умений;

-урок обобщения и систематизации знаний;

-урок проверки и коррекции знаний и умений;

-комбинированный урок.

Типология по основному способу проведения подразделяют их на уроки в форме:

-беседы;

-лекции;

-экскурсии;

-киноурока;

-самостоятельной работы учащихся;

-лабораторных и практических работ;

-сочетание различных видов занятий.

Если же за исходные положения типологии берутся основные этапы учебного процесса, то выделяются следующие уроки:

-вводные;

-первичного ознакомления с материалом;

-образования понятий, установления законов и правил;

-применение полученных правил на практике;

-повторения и обобщения;

-контрольные;

-смешанные или комбинированные.

Для более полного охвата разнообразных по своему назначению уроков, которые конструируются в практике обучения, реализуются типологии уроков не только по типам, но и по видам.

Деление уроков на виды чаще всего осуществляют по характеру деятельности учителя и учащихся. Подразделение на виды происходит для каждого типа урока в рамках используемой классификации. Например, контрольные уроки, являющиеся одним из типов в типологии по основным этапам учебного процесса, в свою очередь, подразделяются на следующие виды:

-уроки устного опроса;

-уроки письменного опроса;

-зачёты;

-лабораторные и практические работы;

-самостоятельные и контрольные работы;

-сочетание разных видов.

Подразделение уроков на типы и виды не  делают полными имеющиеся типологии. Прослеживаемая направленность на детализацию в типологиях уроков классифицирует уроки по форме их проведения:

1.       Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, викторина и т. д.

2.       Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д.

3.       Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-«дублёр начинает действовать» и т. д.

4.       Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, телемост, диалог, устный журнал и т.д.

5.       Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, учёный совет и т. д.

6.       Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т. д.

7.       Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и т. д.

8.       Уроки с использованием традиционных форм внеклассной работы: спектакль, «Брейн-ринг», диспут и т. д.

9.       Интегрированные уроки.

10.   Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, урок-защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т. д.

Другой подход к типологии уроков по форме их проведения позволяет выделить такие блоки однотипных уроков:

1.       Уроки творчества: урок изобретательства, урок-выставка, урок-сочинение, урок-творческий отчёт и т. д.

2.       Уроки,  созвучные с общественными тенденциями: урок-общественный смотр знаний, урок-диспут, урок-диалог ит. Д.

3.       Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т. д.

4.       Уроки с элементами историзма: урок об учёных, урок-исторический обзор, урок-портрет и т. д.

5.       Театрализованные уроки: урок-воспоминаний, урок-спектакль и т. д.

6.       Вспомогательные уроки: урок-тест, урок для родителей, урок-консультация и т. д.

В ходе реализации идеи использования совокупности уроков, включающих наиболее характерные структурные элементы современных уроков математики, оказалось целесообразным выделить следующие типы:

-урок ознакомления с новым материалом;

-урок закрепления изученного;

-урок применения знаний и умений;

-урок обобщения и систематизации знаний;

-урок проверки и коррекции знаний и умений;

-комбинированный урок;

-урок-лекция;

-урок-семинар;

-урок-зачёт;

-урок-практикум;

-урок-экскурсия;

-урок-дискуссия;

-урок-консультация;

-интегрированный урок;

-театрализованный урок;

-урок-соревнование;

-урок с дидактической игрой;

-урок-деловая  игра;

-урок-ролевая игра.

Это уроки базовой системы. Выделение данной системы уроков вовсе не связывается с созданием ещё одной типологии, а обусловлено необходимостью решения проблем, поставленных непосредственно самими учителями. Они сводятся к поиску и выявлению такой совокупности уроков, знание особенностей, строения которых не только позволяло бы ориентироваться в многообразии конструируемых в практике обучения уроков, но и помогало бы в их творческой разработке.

Категория: Мои статьи | Добавил: utjvtnh (20.10.2012)
Просмотров: 5658 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 utjvtnh  
0
cry cry cry cry cry

Имя *:
Email *:
Код *: